Новости

17.01.2020

10.01.2020 в Арбитражном суде Тамбовской области состоялось общее собрание судей

  10.01.2020 в Арбитражном суде Тамбовской области состоялось общее собрание судей и  принесение присяги судьей Арбитражного суда Тамбовской области Чекмаревым А.В.

21.11.2019

21 ноября 2019 года проведены конкурсы на включение государственного гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) в кадровый резерв для замещения вакантных должностей руководителя секретариата председателя суда и секретаря судебного заседания

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Арбитражным судом Тамбовской области 21 ноября 2019 года проведены конкурсы на включение государственного гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) в кадровый резерв для замещения вакантных должностей руководителя секретариата председателя суда и секретаря судебного заседания

31.10.2019

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении вторых этапов конкурсов

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении вторых этапов конкурсов на включение государственного гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) в кадровый резерв для замещения вакантных должностей руководителя секретариата председателя суда и секретаря судебного заседания. 

Новеллы арбитражного процессуального законодательства

С 1 сентября 2016 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.12.2015 №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», которым вводятся новые правила образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений, а также регулируются вопросы арбитража (третейского разбирательства).

Новеллы законодательства направлены на совершенствование третейского судопроизводства, формирование единых требований к институту третейского суда, в том числе, квалификационных требований к арбитрам. Реформирование правового регулирования третейского разбирательства призвано создать современный, эффективный механизм разрешения споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений,  повысить конкурентоспособность, беспристрастность третейских судов, минимизировать коррупционные риски при выборе сторонами альтернативного способа разрешения споров.

С учетом положений названного федерального закона, были внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и ряд иных законодательных актов, также вступающих в законную силу с 1 сентября 2016 года.

Во-первых, были скорректированы нормы, регулирующие вопросы компетенции арбитражных судов. В частности, положения статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ранее приводящей перечень дел, составляющих специальную подведомственность арбитражных судов, в настоящее время, потеряли особый статус, и отнесены к общим вопросам подведомственности арбитражных судов, сохранив практически в неизменном виде категории таких дел.

При этом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации установлены ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство). Сюда относятся споры о несостоятельности (банкротстве), споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, некоторые разновидности споров о защите интеллектуальных прав, споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дела о защите прав и законных интересов группы лиц, некоторые разновидности корпоративных споров, споры, возникающие из отношений, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества, споры, вытекающие из отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, споры, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей среде.

Следует отметить, что вышеуказанный перечень дел, не является исчерпывающим, - не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда и иные споры, прямо предусмотренные федеральным законом.

Полномочия арбитражных судов по производству по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, включены в состав функций содействия и контроля в отношении третейских судов. Таким образом, в настоящее время арбитражные суды выступают в качестве независимого государственного органа, уполномоченного на осуществление контроля за внутренним третейским разбирательством и международным коммерческим арбитражом.

К числу подведомственных арбитражному суду дел добавились дела об оказании содействия третейским судам по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Так, с 1 сентября 2016 года арбитражный суд осуществляет функции содействия третейским судам, по вопросам, связанным с формированием состава третейского суда: отводом третейского судьи, разрешением вопросов, связанных с назначением и прекращением полномочий третейского судьи. Указанные функции осуществляются судом только в случаях, прямо предусмотренных законом на основании заявления лиц, участвующих в третейском разбирательстве.

В целях повышения статуса и роли третейских судов при разрешении гражданско-правовых споров, законодатель наделил их полномочиями по обращению с запросами в арбитражные суды для истребования доказательств, находящихся в распоряжении последних.

Еще одним нововведением стало наделение правом на обращение в арбитражный суд с заявлением об отмене решения третейского суда прокуроров. Это касается дел о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также дел о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной указанными субъектами. При этом, право на такое обращение возникает, в случае, если решение третейского суда затрагивает интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, не участвовавших в третейском разбирательстве.

Существенно сокращены сроки рассмотрения заявлений об отмене решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, - с трех месяцев до одного месяца со дня их поступления в арбитражный суд.

При этом, основания для отмены решения третейского суда, для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда приведены в соответствие с основаниями для отмены, а также отказа в признании и приведении в исполнение арбитражных решений, изложенными в Законе Российской Федерации от 07.07.1993 №5338-I «О международном коммерческом арбитраже».

Также, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей, регулирующей порядок признания иностранных судов и иностранных арбитражных решений, не требующих принудительного исполнения, если такое признание предусмотрено нормами международного права и национального законодательства. Решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения, не требующие принудительного исполнения, признаются в Российской Федерации без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица в течение одного месяца, с момента, как ему стало о решении, не поступят возражения относительно этого.

С учетом изложенных законоположений, в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации расширен перечень дел, относящихся к исключительной подсудности арбитражных судов, в части подачи заявлений об отмене решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, подачи заявлений о выполнении арбитражным судом функций содействия в отношении третейского суда, а также заявлений заинтересованных лиц о возражениях против решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, не требующих принудительного исполнения.